Logo
АС СРО СПБ «СТРОИТЕЛЬСТВО. ИНЖЕНЕРНЫЕ СИСТЕМЫ» СРО-С-200-16022010

Узловой момент

Из-за коммунальных неурядиц население целого района сидит на «пороховой бочке». Механизмы реформы ЖКХ в отдельно взятом Узловском районе Тульской области эффекта так и не дали. Тепловое хозяйство целого района уже семь лет находится в стадии банкротства, и все это время изменения, происходящие в коммунальной системе, его как бы и не касаются. Есть ли выход из тупика?

Как в шелках

Сети, котлы в котельных, по словам местных коммунальщиков, держатся лишь на честном слове. Каждый отопительный сезон специалисты теплоснабжающей организации занимаются почти одним и тем же процессом — латают дыры. Ростехнадзор требует проведения капитального ремонта — ситуация аварийная, «рвануть» может в любой момент, и никто не дает гарантий, переживет ли Узловая очередной отопительный сезон. Но денег ни на капитальный ремонт, ни на модернизацию системы (что также давно назрело) нет — ни в региональные, ни в федеральные программы узловское тепловое хозяйство войти не может по причине многолетнего банкротства.

Заложниками ситуации оказываются 86 тысяч жителей Узловского района. По словам специалистов, в мороз достаточно десяти часов без подачи тепла, чтобы ситуация стала критической. Первый звонок уже прозвучал: в 2010 году из-за порыва на теплотрассе замерзал микрорайон «Пятая пятилетка» в райцентре. Тогда теплоснабжение удалось восстановить, не допустив размораживания всего микрорайона. Более мелкие порывы теплотрасс случаются каждую зиму. Но и котельные, построенные в сороковые-шестидесятые годы прошлого века, не в лучшем состоянии. Так, в одной из них, отапливающей треть города Узловая, в рабочем состоянии только один котел. Второй «взорвался» еще при пуске лет 15 назад, третий — три сезона в аварийном состоянии. Компания, обслуживающая хозяйство, восстановила его, но для теплоснабжающих организаций капитальный ремонт в тарифы не заложен.

И без того бедственное положение осложняется еще и растущими долгами за энергоносители. Так, долги за газ достигли уже 145 миллионов рублей, из которых 118 миллионов — задолженность теплоснабжающих организаций.

— Несмотря на долги, мы не отключали в Узловой газ два сезона, — поясняет заместитель гендиректора газоснабжающей компании Андрей Мишин. — Но мы кредитуем непонятно кого: все тепловое имущество района — в конкурсном производстве. Причем в аварийном состоянии. Необходим капитальный ремонт, но муниципалитет провести его не может — имущество ему не принадлежит, это будет нецелевое расходование бюджетных средств. Теплоснабжающая организация — тоже, так как в тарифах его нет. А конкурсный управляющий судится.

Хозяйство без паспорта

В свое время в Узловском районе, как и повсюду, были созданы МУПы, которым передали все сети и котельные. Всего было девять МУПов, и все один за другим обанкротились. В 2006 году арбитражный суд инициировал процедуру конкурсного производства, в ходе которого конкурсный управляющий должен был продать имущество и вернуть долги. После этого муниципалитет мог бы заниматься восстановлением хозяйства.

Но этого не произошло. За семь лет сменилось трое управляющих. Как пояснил нынешний, Артем Хашев, проблема в оформлении имущественного комплекса. Дело в том, что в свое время муниципалитет акты, на основании которых передавалось имущество, оформил «ненадлежащим образом». На 80 из 105 объектов нет даже техпаспортов. Росреестр отказывается их регистрировать. А продать непонятно что просто невозможно. Оформление техпаспортов требует денег, а их нет. Как пояснили кредиторы, все средства, поступающие на счет, например, от сдачи теплового хозяйства в аренду, сразу списываются в Пенсионный фонд, задолженность перед которым — около 60 миллионов рублей.

— Узловая сидит, образно говоря, на «пороховой бочке»: тепловые сети изношены на 80 процентов, — сокрушается главный инженер теплоснабжающей компании, обслуживающей Узловский район, Денис Команев. — Проходили неоднократные совещания по этому вопросу, но дальше протокола дело не пошло. Никто не в состоянии принять решение, как начинать ремонтировать оборудование. Мы написали письмо в областное правительство, чтобы ускорить процедуру передачи или продажи этого имущества муниципалитету с последующей арендой. Но воз и ныне там.

В июне конкурсный управляющий попытался было продать 25 объектов, на которые имеются техпаспорта, чтобы рассчитаться с Пенсионным фондом. Однако кредиторы с таким решением не согласились. Представитель муниципалитета объяснил свою позицию нецелесообразностью продажи хозяйства частями. В этом есть своя логика. Дело в том, что относительно прибыльным является отопление города, а подача тепла на село — откровенно убыточна. На обслуживание отдаленных деревень потом желающих не найдешь. Действительно, есть в районе населенные пункты, где всего несколько домов. Система работает с полной нагрузкой, а оплата услуг — мизерная. Какой инвестор согласится взвалить на себя эту ношу?

В поисках выхода

На вопрос о готовности инвестировать в тепловое хозяйство в теплоснабжающей компании отвечают уклончиво, поясняя, что и так делают, что могут, а «вбухивать» деньги в чужое имущество — это благотворительность, а не бизнес.

Елена Шулепова (Тульская область), «Российская Газета»